Печать

(размышления Кирилла Шатилова на тему двухлетнего обучения в школе Сасори-кан)

Сравнить себя, «скорпиона» двухгодичной давности и нынешнего, задача интересная, но сложная. Во-первых, на ум приходит вопрос: «Неужели уже два года?».

И сразу же меняется на обратный – «Неужели еще только два года?». Вероятно, вызвано это раздвоение личности тем, что когда относишься к процессу еженедельной тренировки как к чему-то совершенно естественному и не ставишь перед собой особых задач типа «перекрасить пояс к Новому году и 1 мая», то не отдаешь себе отчета во времени и скорости его течения.

Во-вторых, чем больше относишься к процессу «ради процесса», тем труднее в какой-то момент остановиться, оглянуться назад и внятно сказать: «Вот этого я достиг, хорошо. А это мне пока что-то не удалось, хреновенько». Так что ограничусь сугубо необъективными ощущениями…

Как-то само собой взяло и заработало левое полушарие. В том смысле, что стираются стереотипы в поведении «вилку берешь левой рукой, все остальное – правой». Ловлю себя на мысли, что действуешь не той рукой или ногой, которой «нужно», а той, которой удобнее в данный момент, будь то удар по мячу (плохо бить нельзя – потомство внимательно зрит каждый твой шаг) или спасение падающей со стола чашки (задетой все тем же шаловливым потомством). Увы, во время тренировки разделение на «правое-левое» еще присутствует: «укеми» проще выполнять на левую руку, «таи-сабаки» менее неуклюже получается в правую сторону, «ирими» с правой рукой тоже как-то понадежнее выходит и т.п. Как говорится, есть над чем работать.

Некоторый опыт сдачи экзаменов положительно сказался на понимании «предмета». Раньше любой прием воспринимался как набор сложно произносимых и еще сложнее запоминающихся японских терминов и потому… проходил мимо ушей. Резкая необходимость названия помнить, чтобы на экзамене не смотреть потерянно по сторонам и чувствовать себя полным идиотом, заставила подключить логику и в результате родилась некая виртуальная, причем довольно не страшная «матрица», в которой, как по полочкам, лежит то, на что воздействуешь и как воздействуешь. Все-таки мы не осьминоги, и количество конечностей и суставов у нас весьма ограниченное. Как и количество возможных комбинаций. Скорее всего, это мое далеко не оригинальное открытие, давным-давно известное практикующим единоборства. Зато мое…

Если можно назвать то, что вытворяешь на татами, «ростом мастерства», то видится оно, вероятно, больше со стороны. Изнутри почему-то оно не видится. Язык пока не поворачивается сказать: «Вот это у меня уже получается хорошо». Все больше: «Это получилось плохо», «А это – еще хуже». Так было на протяжении, во всяком случае, первого года. Потом появилась вторая, новичковая группа «адептов», и ты вдруг стал замечать чужие ошибки, возникающие от неопытности. А раз стал замечать, значит, не зря учился, значит, дошел-таки до определенного уровня «опытности». Молодец! Теперь бы еще самому научиться эти ошибки не повторять. Кстати, золотое правило: «обучая, учимся»! Благо теперь такая возможность (вместе с огуречным поясом) появилась. Самостоятельно заметить ошибку и выявить ее причину – залог успеха в ее исправлении. Совсем без ошибок, наверное, нельзя, так уж пусть их будет поменьше.

Что еще? Нога вот со спиной (стучу по дереву) давненько не давали о себе знать. Думать о них и беречься, конечно, в процессе тренировки приходится, ну так разумная осторожность «после сорока» еще никому не повредила. Главное – чтобы рецидивов не было. Что-бы из режима не выпадать. Наверстывать-то посложнее будет.

Возвращаясь к началу этих размышлений, прихожу к выводу: нет, все-таки «Неужели уже два года?». Только вчера в списке было девять фамилий – и вот их уже больше сорока. Только вчера бегали по Москве в поисках подходящего зала – и вот их уже два. Только вчера тренировки велись два раза в неделю – и вот уже четыре. Результаты вполне осязаемые, объективные, в цифрах. Может, действительно, количество переходит в качество? А тогда нет места печоринской рефлексии: все путем, все как надо, все будет только лучше. Ведь прошло еще только два года…

28.02.2008

Кирилл Шатилов

Категория: Статьи Учеников
Просмотров: 1360