Печать

Искусство бу-дзюцу, включающее в себя кен-дзюцу (искусство меча) и тай-дзюцу (искусство боя без оружия), сохранилось только в нескольких японских монастырях. В России им владеют единицы.

По мнению мастера меча Александра Столярова, эта система подготовки и сегодня является очень эффективной.

В Японии существовал культ меча - оружие передавалось из поколения в поколение, ему присваивались имена. Отрабатываемые годами тренировок навыки работы с мечом закладывали кинематику движений, которая использовалась при создании практически всех систем рукопашного боя. Александр Столяров, единственный в Петербурге обладатель звания мастера меча (кен-си), знания бу-дзюцу (и кен-дзюцу, как составной его части) получил случайно.

- Японцы очень мало распространяются об этом искусстве, - рассказывает он. -И никого ему не обучают. Эти знания культивируются только в Японии в нескольких монастырях. Я получил их на практике -другим способом получить их просто невозможно. В течение почти трех лет я был спарринг-партнером, или  проще - человеком для отработки приемов у жившего в Петербурге японца, выходца из монастыря, в котором сохранилось это искусство. До этого я занимался борьбой, боксом, карате и айкидо. И вот меня познакомили с этим японцем. Его устроил мой уровень подготовки, и наверное, мы еще просто понравились друг другу, потому что иначе вообще бы ничего не получилось. Я знал о единоборствах достаточно много, но этого оказалось недостаточно. У нас были почти ежедневные долгие занятия. То, что нам показывают в кино как пример фехтования по-японски, ни в коей мере не соответствует действительности. А приемы, которые воспринимаются как экзотика, оказываются очень практичными.


В наше время фехтование кажется анахронизмом. Александр Столяров с этим не согласен. Почти все японские техники возникли на основе обращения с холодным оружием. И если ученик не имеет базовых представлений о работе с мечом, то и рукопашные приемы он выполняет неправильно. А освоение техник защиты от оружия без умения этим оружием работать вообще невозможно. Холодное оружие развивает координацию движений, требует очень высокого духа и дисциплины – оружие ошибок не прощает. В кен-дзюцу требования к защите существенно выше, ведь меч движется быстрее, чем рука. Это развивает очень высокую скорость реакции.
Второй составляющей бу-дзюцу наряду с фехтованием является тай-дзюцу. Тай-дзюцу влючает в себя эффективную ударную технику, захваты и броски, болевые и удушающие приемы, воздействия на суставы и многое другое. Захваты и броски проводятся очень быстро, а если быстро не получается, то используется ударная техника. Вообще в тай-дзюцу ударная техника является приоритетной, так как удар можно провести быстрее захвата. Замешкаешься - и будешь атакован другим противником (не забываем, что в реальном бою количество противников не оговорено правилами).
У Столярова обучение идет не от техники, а от тактики ведения поединка. В первую очередь он учит думать - как оказаться в том месте и в том положении, которые дают наибольшее преимущество. Система Столярова отличается от многих других, рассчитанных на средний уровень большого количества занимающихся. Мастер бу-дзюцу старается раскрыть возможности каждого, чтобы научить конкретного ученика побеждать противника наиболее удобным способом. Занятия проводятся в очень маленьких группах, практически индивидуально.
- Конечно, процесс обучения может быть бесконечен, - говорит Александр Столяров. - Но даже за три-пять лет можно стать достаточно эффективным бойцом.
Несколько учеников Александра Столярова, желая проверить себя в поединках, принимали участие в соревнованиях по различным видам единоборств, в том числе по известному своей жесткостью армейскому рукопашному бою. Двое из них стали чемпионами страны, продемонстрировав свою высокую подготовку, даже в рамках узких для них правил. Сейчас Александр Андреевич ведет занятия в группе детей 5 - 10 лет. Он утверждает, что с помощью известной ему методики за 6- 7 лет он поможет ребятам получить двигательное развитие, практически недостижимое другими способами. Занятия кен-дзюцу развивают не только тело, но и интеллект, так как во время фехтования необходимо очень быстро обрабатывать большой объем информации. При этом очень важно то, что занятия боевым искусством полезны для здоровья - воин может хорошо сражаться, только если он здоров.

Аня Селезнева

Категория: Статьи Учеников
Просмотров: 1317