Сотрудник полевой контрразведки по сути своей охотник — охотник на человека. Охота эта необычайно трудна, и поэтому контрразведчик должен обладать специфическими охотничьими качествами. Обычного интеллектуального и физического превосходства ни тропе войны явно недостаточно. Мимо интеллектуала, но развитого человека проходит масса жизненно важной оперативной информации, переоценить значение которой в оперативно-тактическом столкновении на ближней дистанции невозможно.
В условиях охоты человека за человеком всегда выигрывал тот, кто обладал более тонким восприятием окружающей обстановки, повышенным уровнем вин мания и наблюдательности, обостренным чувством опасности, интуитивной проницательностью и способностью физически чувствовать противника в условиях неочевидности, всем тем, что сейчас называют мудреным термином — боевая психофизиология.
В то времена это называлось просто — чутье. Это понятие не было чем-то абстрактным или философским — это было реальностью, необходимым условием выполнения бесконечно сменяющих друг друга служебных задач. Над развитием чутья каждый оперативник-контрразведчик работал самостоятельно. И не потому, что не было желания попасть под трибунал за плохую работу. Развитие чутья автоматически влекло за собой повышение общей психофизиологической реакции, быстроты и точности действий в экстремальных ситуациях. Это значительно увеличивало шансы выжить в жутких мясорубках.
Сущность феномена «звериного чутья» не так уже сложна, как может показаться. Каждому из нас этот механизм дай от природы и находится в состоянии дремлющего атавизма. Наши недалекие предки еще 200—300 лет назад видели, слышали, а главное, чувствовали несопоставимо лучше нас — этот дар матери-природы реализовывался как средство выживания в условиях постоянной опасности, которая могла прийти неожиданно с любой стороны. У первобытных людей, живших в условиях борьбы за существование, это получалось еще лучше. Как и все живое, вокруг них, любую информацию они, прежде всего, чувствовали и ощущали, а уже потом «обмозговывали». Кто не мог почувствовать и ощутить опасность, тот погибал. Кто мог — выживал и генетически закреплял это качество в потомстве. Видеть и чувствовать первобытные люди могли не только глазами, но и шкурой, спинным мозгом и чем-то еще — на востоке это до сих пор называют «третьим глазом». И чувствовать они могли такие вещи, какие сейчас улавливают только с помощью приборов, да и то не всегда.
Человек в биологическом смысле высокоразвитое и высокоорганизованное хищное животное с хищными наклонностями не более того. Но ленивый человек приручил собаку, и надобность в обостренном слухе и обонянии у него отпала. По мере развития цивилизации у человека постепенно отпадали, необходимость в непосредственном познании мира. Мы стали чувствовать работу автомобильных двигателей и электронных приборов, но перестали чувствовать, окружающую природу и друг друга. Некогда ежеминутно необходимое нашим забытым предкам звериное чутье, переданное нам по наследству, остается невостребованным. Подмечено, что даже у собаки, которая регулярно сидит перед телевизором, быстро снижается слух, нюх и общая восприимчивость, а что уже можно говорить о людях! Бесконечно приобретаемые знания постоянно снижают степень восприятия, а творческую и оперативно-сторожевую интуицию делают попросту ненужной. И поэтому колоссальное количество жизненно важной информации проходит мимо нас.
Давно замечено, что у слепых отсутствие зрения компенсируется резким, почти фантастическим обострением слуха, у них также развивается повышенный уровень обоняния, осязания, чувство температуры, времени, опасности, пространственной ориентации, появляемся ощущение на личность конкретного человека, возможность определять его эмоциональное состояние и направленность мыслей. Слепые слышат пульсацию сердца других людей на расстоянии 6 - 7 м и более. Многие слепые судят о характере предметов и расстоянию до них по отраженному эху - для этого они и постукивают палочкой, идя по улице. По тембру отраженного эха слепой с тренированным слухом безошибочно определяет, из какого материала изготовлены те или иные предметы. Такой способ ориентации называется звуковидением — эхолокацией.
Научное обоснование активной эхолокации на военных разведывательно-оперативных целях впервые сделал в 1912 году изобретатель известного пулемета Хайрем Максим, но еще раньше об этом знали офицеры русской контрразведки, научившиеся такому способу у японских лазутчиков, но время русско-японской войны 1905 года. Посредством биолокации тренированный человек может не только ориентироваться в темноте, по и определять линейные размеры и форму предмета, его свойства и предназначение.
Определение направления источника звука связано не только с анатомическим бинокулярным расположением ушей, но и с особым характером их физиологического взаимодействия, а также с особенностями работы нервных центров восприятия звука. Если звук приходит под углом к линии взгляда, то звуковая волна к какому-то уху приходит раньше, чем к другому. Это ничтожное различие по силе и времени прихода звука к разным ушам лежит в основе физиологического механизма, обеспечивающего человеку определение направления источника звука. Этот механизм тоже тренируется для возможностей стрелять ни слух в темноте. У тренированного по специальной и легкодоступной методике стрелка точность определения цели на слух составляет 2—3 тысячных дистанции до цели.
В нервной системе человека взаимосвязано все. Люди, тренирующие слух, начинают его ощущать всем своим естеством — эти ощущения специфичны для каждого человека. Звуки начинают не только слышать, но и... видеть. Это объясняется взаимодействием слуховых и зрительных центров, расположенных рядом. Тренированным слухом можно чувствовать звуки на вкус и ощущать цвет — для обычного человека эта информация фантастична, а для музыкантов — довольно частое явление. «Цветным» слухом в потенциале обладают все люди. Некоторые даже «видят» форму звука визуально.
У человека, находящего в состоянии «к бою», так или иначе, изменяется тембр голоса вследствие внутреннего мобилизационного напряжения. Обостренным натренированным слухом по изменению голосовых частот можно определить скрытую агрессию, настороженность, подавленность, страх, каким бы равнодушным видом это ни маскировалось.
Вышеназванные скрытые качества человека проявляются далеко не у всех, а только у тех, кто тренировался по специальным методикам, кого заставила жестокая необходимость, у кого сработал специфический рефлекс преодоления жизненного препятствия.
Внутренние психофизиологические резервы человека, пробужденные и вызванные к действию, многократно усиливают и увеличивают эффективность его нервной рефлекторной и физической деятельности. На принципе мобилизации внутреннего психофизиологического потенциала и была основана система боевой подготовки СМЕРШа. Сейчас много пишут о сверхъестественных способностях японских ниндзя. Никто не может доказать, существовали они или нет, но способности японских разведчиков впечатляли. Царская контрразведка сталкивалась с ними еще в прошлом столетии. Некоторые были захвачены в плен и допрошены. При близком медицинском изучении физиологического феномена японских лазутчиков все оказалось гораздо проще, чем об этом говорилось тогда и пишется сегодня.
Между тем в природе все естественно и объясняется просто. Дремлющие в каждом из нас невостребованные способности чувствовать и ощущать обостренным слухом, ночным зрением, температурным осязанием, мгновенно анализировать ситуацию, действовать в экстремальной обстановке не размышляя, на боевых рефлексах, были обычными составляющими оперативно-поисковой, стрелковой и рукопашной практики русской императорской, прифронтовой контрразведки, а затем и советской военной контрразведки СМЕРШа.
Воля — ключ к тренировкам
Воля к психофизиологическому тренировочному процессу тесно взаимосвязана с естественным вниманием. Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания. Различают внимание непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное (преднамеренное).
Непроизвольное внимание это внимание, возникающее без всякого намерения человека, например, когда человек наблюдает какой-либо интересный процесс. Такой вид внимания не требует напряжения.
Дугой вид внимания - произвольный, когда надо «открывать дверь» в свое сознание, имея определенную цель. Это внимание из сферы «надо», «необходимо», когда для работы мозга нужно приложить усилие воли.
Воля — средство развития произвольного, преднамеренного и целенаправленно внимания. Человек должен управлять вниманием и направлять его и сторону необходимой деятельности. Развитие произвольного внимания напрямую связано сукреплением воли.
Имеются простые практические методы тренировки внимания. Ниже приводится один из них.
Прикрепите к стене лист белой бумаги с нанесенной на него хорошо видимой точкой. Сядьте на некотором расстоянии перед этим листом в удобной позе и попытайтесь сосредоточить все свое внимание на этой точке. Причем точка должна быть все время в центре вашею внимания, кроме точки, вы ничего не должны видеть и ни о чем другом не думать. На первых порах, должно быть, вы сумеете сосредоточить внимание на рассматриваемой точке не более 15- 20 секунд. Затем точка начнет расплываться и уходить из поля зрения. В голову полезут посторонние мысли, которые будут уводить внимание от рассматриваемой точки. Если тренироваться по чаще, хотя бы один - два раза в день в удержании своего внимания на этой точке, то постепенно время удержания значительно увеличится. Тем самым развивается и воля. Но добиться всего этого можно только при напряжении сил иначе получится плохо или ничего не получится. Все зависит от воспитания интереса в конечном результате и намерения его достичь.