Будет ли тренировка тела через повторение  бросков и контролей также тренировать и устойчивый к внешнему давлению  ум ?  Будут ли упорные занятия физическими упражнениями также развивать и характер? Что отделяют тренировки будо от серьезных атлетических тренировок и чем это отличается от спорта?

Эти вопросы  кажутся простыми, но на самом деле это не так. Ответ на первый вопрос –  и «да», и «нет».  Упорные физические тренировки необходимы для развития правильного физического и душевного состояния, НО  эти тяжелые физические тренировки должны быть организованы так,  чтобы во время работы присутствовали правильные отношения, реальность задачи и для тори («выполняющего  технику») и для уке («принимающего технику»).

Правильные отношения и реальность необходимы для наличия «боевой цельности» -риай. Атака должна быть сильной и обладать сфокусированным намерением. Если наге недостаточно хорошо ушел от атаки, удар даст ему возможность почувствовать ошибку.

Уке не должен чрезмерно сотрудничать с наге (так же как и не должен чересчур сопротивляется – по крайней мере, не всегда)

Уке должен вынуждать наге использовать эффективную технику, чтобы уке упал. Уке не должен угадывать технику и падать сам. (Если уке неправильно угадал технику, это может иметь плохие последствия).  Есть и другие способы для тренировки сознания  и боевой цельности:

  • Захваты и удушения должны выполняться с давлением (в безопасных пределах), для того, чтобы ответные броски были реальными.

  • Удары должны быть сфокусированы и наполнены, не растянуты. Идея в том, что если вы не двигаетесь, вас ударят. В этом есть плюс: вы поймете, что значит, когда вас бьют, и если у вас нос в крови или разбиты губы, то  вы должны тренироваться лучше. Никто на улице не будет останавливать свою атаку, чтобы не разбить вам нос.

  • Инструктор должен учить, как атаковать, и рассматривать варианты, как вас могут атаковать на улице.

  • Атакуя, вы можете кричать, чтобы имитировать реальную ситуацию – тогда, если  вас будут атаковать на улице с криком, вы не впадете в ступор.

Наличие  реальной атаки развивает фудошин – «непоколебимый ум». Фудошин является одним из основных принципов Будо и обозначает  непроницаемое и непоколебимое состояние  ума. Здесь термин «непоколебимый» требует некоторых разъяснений, так как этот термин используется в японской философии и поэтому имеет более глубокое значение, чем в английском языке.

Фудошин не означает негибкий ум – фудошин указывает на состояние, в котором человек не может быть легко выведен из душевного равновесия какими-либо размышлениями или внешними факторами.

Фудошин прямо относится еще к одному японскому понятию – «Заншин», или «непрерывный ум». «Заншин» описывает состояние постоянной и непрерывной готовности или бдительности.  Заншин применяется к вашей осведомленности о мире вокруг вас. Вы замечаете где люди вокруг вас стоят, что они делают и как ведут себя, на что смотрят, потому что вы должны быть готовы взаимодействовать с ними. Вы полностью в настоящем моменте. Многие «рейги», или «методы выражения уважения» в будо, в особенности поклоны,  а также  другие формы этикета выполняются в «Заншин».

В контексте боя, «непоколебимый и непрерывный»  означает  состояние ментальной готовности,  когда ум не зациклен на чем-то одном. Так как ум восприимчив  и чуток и не фиксируется на чем-то одном,  то в cознании нет слабых мест – «Суки» (брешь).  Японские духовные концепции сложны, и часто связаны с многими другими концепциями,  поэтому я объясню подробнее.

Если перед вами три объекта и вы фокусируете ваше внимание на каком-то одном, то ваша концентрация уходит от остальных двух. Таким образом, относительно остальных двух объектов  я создаю «суки» - или отсутствие фокуса. Если какой-нибудь из этих объектов – атакующий человек, я становлюсь полностью уязвимым. Теперь, если мы скажем  «О’кей, мы должны фокусироваться на них всех», -   вы будете почти правы. Тем не менее, как и все, что касается Японии, это не может быть выведено в чистом виде.  Хитрость в том, что вы должны сфокусироваться на них всех, без фокусировки на каком-то конкретном. Иногда это называют «мушин» - «нет ума». Эта концепция, являясь фундаментом для фудошин,  часто тяжела для понимания западным человеком. «Нет ума» описывает фокус более интуитивный, чем осознанный. Это означает – мы доверяем своим инстинктам вместо того, чтобы осознанно контролировать процесс. Западный человек может назвать это «быть в зоне». Японцы называют это – «быть в текущем моменте».

В будо тренировка такого состояния доверия интуиции и внутренней зрелости требует многих лет занятий «кейко», в некоторых случаях -  тренировок медитативных дыхательных упражнений («коккю хо») и строгой физической / духовной дисциплины («шугё»).  Все эти элементы, будучи частями будо, медленно избавляют ум от воркотни и внутреннего диалога (об анализе и обдумывании чего-либо) и позволяют сознанию доверять сигналам интуиции или «высшего Я». В «мушин», сознание нелегко привести в смятение или сделать чересчур восприимчивым. Это есть «фудо» («непоколебимый»),  и создается отсутвие брешей («суки»), или пробелов в фокусе.  Это состояние очевидно когда мы наблюдаем за опытным бойцом выполняющим ката. Так как он полностью поглощен формой, он не пытается контролировать процесс сознанием.  Он выработал естественную веру в свои способности путём выполнения ката тысячи раз.  В этом смысле – тут нечего обдумывать. Возможно, это почти как слоган Nike  «просто сделай». 

В итоге, ум незацикленный на каком-то одном предмете, является умом сильным, внимательным и готовым ко всему. Фудошин не только относится к боевым искусствам. Наоборот, интуитивное доверие  и спокойствие может быть использовано и во время важных встреч, интервью, экзаменов, и в любое время, когда вы должны быть спокойны и полностью сконцентрированы. По мере непрерывных и дисциплинированных занятий Фудошин может стать естественным состоянием ума.

Ссылки: Fabian, S., (2001). "Fudoshin and Its Continuing Relevance." Furyu the Budo Journal, Issue number 9, Hawaii: Tengu Press.

Об авторе: Сенсей Бретт Денисон – 3 дан в отделении SMAA (Shudokan Martial Arts Association)  Гошин-Дзюцу, долгое время интересующийся японским джиу-джитсу. Он так же изучает японское искусство и японский язык. Будучи преданным учеником Шодо (японской каллиграфии), Бретт Денисон является членом Кампо Рю – широко известной школы Шодо, располагающейся в Японии.
Бретт Денисон проживает в Колорадо и является частым автором бюллетеней SMAA.

Оригинал статьи: http://smaa-hq.com/articles/denison_fudoshin.php

You have no rights to post comments

  • Нет сообщений для показа