Много раз задавали мне этот вопрос, на который  я никогда не мог толком ответить. И никто не мог из тех с кем я занимался. Но что самое интересное, мы не задавались таким вопросом, нам все было понятно без слов.

Но все же мы люди и любое понятие можно облечь в слова  и в очередной раз, услышав вопрос, что же такое Сасори-кан, я сам задал себе этот вопрос. Что это такое, что в нем хорошего, почему люди, сумевшие ухватить это нечто и прочувствовать его, впустив это себе в мозг и кровь, больше никогда не задавались вопросом, - что это и что с этим делать??? Понимание, что такое Сасори-кан это больше ощущение, нежели понимание, это прямое знание, которое так отличается от любого академического рассуждения или объяснения. Соответственно тот кто берет на себя роль человека, пытающегося словами объяснить ощущения прямого знания, попадает в ситуацию незавидную и результат будет соответсвующий, однако, что делать, попытаюсь.

Начнем с того, что Сасори-кан (Сасори каном я буду называть не клуб, как организацию, а систему определенных знаний и навыков) никакое не айки- дзюцу, в общепринятом понимании, и никогда им не был. На первой странице сайта что-то написано, что айки будзюцу закалено в пылу сражений и бла бла. Это конечно же ерунда.

Думаю, настало время пролить ясность на историю создания системы и развеять ненужный никому мистицизм, туман, романтизм и сентенции. Как преемник главы школы я считаю себя обязанным это сделать и попытаться максимально четко сформулировать, на что люди тратят свое время и что изучают, приходя в залы где преподается школа Сасори-кан.

Я буду далеко не первым, кто заявлял о мифе восточных и в частности японских , так называемых, «боевых» систем. Не буду вдаваться в подробности, их при желании, как и прямых доказательств и свидетельств,  можно найти не мало на различных ресурсах, благо которых сейчас полно. Но принимая, как факт наличие Мифа о супер совершенстве, победоностности и секретности «боевых» исскуств, я признаю другой факт – наличие в японских системах борьбы  четкой, простой, логичной и понятной   системы техник и принципов их использования. Упрощая и обобщая, можно разделить грубую и тонкую сферы - на систему действенных и рабочих техники в системах дзю дзюцу и тонкую надстройку верхнего уровня, позволяющую связать, объединить все те же приемы, но вывести это на иной более высший уровень понимания – это айкидо. Всё. Никаких других тайн и преймуществ не существует. При этом безусловно есть много других не менее достойных систем развития тела и духа, и каждый выбирает себе то, что ему ближе по душе.

Александр Андреевич Столяров имея большой опыт занятий практическими системами – бокс, самбо в свое время познакомился с японским взглядом на бой – карате. Позже пришло айкидо – структура высшего уровня, знание, которое легло на благодатную почву опыта и постоянного осмысления. Именно айкидо стало ключом, открывшим дверь в начало пути по созданию системы Сасори-кан.

Но конечно же, как вы поняли, дело было не в самом айкидо, а в том в чьи руки оно попало. Меч в руках фехтовальщика и неумехи это два разных меча. Кисть и краска может быть орудием  творения бессмертных шедевром или инструмент для детской мазни. Так и случилось и на этот раз – человеку который все время искал истину наконец-то дали инструмент с помощью которого удалось разглядеть общую картину и начать писать свой шедевр.

Может быть это звучит немного высокопарно, но моя личная оценка и благодарность тому наследию, которое мы получили в виде системы Сасори Кан настолько велика, что я не могу удержаться от использования такой высокой риторики, хотя бы иногда.

Начало дано. Александр Андреевич начинает поиск новых форм использования накопленных знаний о системах ведения рукопашного боя. Поиск это велся неустанно на протяжении всех лет его жизни и не прекращался до последних дней. На каждной тренировке, на каждой это не метафора, а факт, рождалась новая форма, новый подход. Это было конечно же микро изменение, не видимое глазу неопытного стороннего наблюдателя, но для людей, прозанимавшихся уже много лет оно могло стать настоящим откровением. Это было поразительно! Спортсменам, которые много лет делали одни и те же приемы, вдруг показывали те же самые приемы, только акценты были расставлены по другому или вообще предлагался новый взгляд и как же они удивлялись.  При этом главным критерием всегда была эффективность и только эффективность. Зал в котором все это происходило можно с полной ответственностью назвать лабараторией создания инновацинных продуктов, и инновационной среды. Тестом этой эффективности являлось, то что среди занимающихся было большое количество профессиональных спортсменов самых различных видов и направлений, люди прошедшие горячие точки и армейские системы подготовки, спецназовцы и т.д. Мы все вместе на каждой тренировке убеждались в том, что мы делаем действительно работает. Мы все вместе, каждый для себя и одновременно как часть группы,  были творцами и создателями действующей эффективной системы рукопашного боя, принципы, которой были просты, ясны и самое важное настолько универсальны, что после овладевания ими не оставалось вопросов и сомнений почему это работает и что лежит в основе того или иного эффективного действия. Приходило понимание и ощущие, что есть некая незыблемая основа, на которую можно нашить любые детали и все будет хорошо. И одновременно можно было сразу же разглядеть фальшивые кружева якобы сложных приемов и накрученных объяснений, которыми грешат многи современные дисциплины. И было всем счастье!

Кто ищет, тот находит.

Я специально возвращаюсь к ранее сказанным словам о том, что новые формы Александр Столяров, создавал и искал каждый день всю жизнь. То же самое должны делать и все занимающейся этой системой сегодня. Нельзя просто бездумно повторять, то что вам показывает тренер. Нельзя слепо верить тому что он говорит. Это не значит, что надо спорить на тренировках. Это значит, что каждый прием должен быть пропущен через индивидуальное сито ощущений и адаптирован в итоге к конкретной индвидуальности, так, чтобы он давал результат. Надо каждый раз думать, проживать движение. Очень сложно услышать именно, то что вам хочет сказать тренер. В зале, к сожалению, мы (тренер и ученики) говорим на разных языках и вообще не понимаем друг друга – единственное, что может нас объеденить это прочуствованная форма техник. Для этого ее надо повторить много много раз, в разных вариантах, скоростях, способах – и это и есть ваше творчество, которое вам не объяснит ни один наставник. Это то, что превращает железную болванку в заточенный нож.

Зачем мы приходим в зал изучать Сасори-кан? Конечно же по разным причинам. Но позвольте мне еще раз акцентировать ваше внимание для чего он создавался. Для того, чтобы в достаточно короткие (короткие) сроки, 3-5 лет дать занимающемуся  систему техник и приципов, которые позволят чувствовать себя уверенно в ситуациях связанных с их применением. Слушайте, что это за принципы, и услышав, старайтесь воплотить их в жизнь, старайтесь так, как будто это последний раз и времени совсем нет. И может быть тогда, что скорее всего и произойдет появится результат  - знание, того, что надо делать в любой комбинации атак и нападений (руками, ногами, борьбой, ударами, карате, боксом, чем бы то ни было). Сасори-кан хорош тем, что дает шифр для противостояния любому набору. Не теряйте время, может завтра у тренера случиться жизненный кризис и он перестанет ходить на тренировки. Больше данному конкретному  набору взаимосвязей нельзя научиться нигде. Вокруг много других систем, хороших и возможно даже лучше, но такой больше нет. Но что еще хуже, может быть завтра вам случиться вступить в бой за свою жизнь и здоровье или жизнь близких вам людей, и окажется, что вы недосточно хорошо подготовлены и что то не получится как ожидалось и тогда все кончиться печально или не дай бог трагично.

Мой совет, воспринимать Сасори-кан как надежный рабочий инструмент, искуссное владение  которым, многократно увеличивает ваши шансы на успех в столкновении с любым и в том числе вооруженным холодным оружием соперником. А это важно. Мы живем вроде бы в современном и казалось бы более менее безопасном мире где мы огражденны от ежеминутной опасности и насилия. Казалось бы к чему все это нужно, ведь есть пистолеты, космические корабли и уполномоченные органы и закон, призванные нас защитить.  Но как показывает практика и сухая статистика преступления против личности происходят сплошь и рядом и каждый день кто то погибает или получает увечья в досточно банальных ситуациях. Поэтому еще раз – Сасори-кан это не спорт и не система спортивной подготовки (хотя методически может быть использован и для этого с блестящими результатами) это система подготовки для выживания в рукопашной схватке. Поэтому приходя в зал и вставая в пару, помните об этом и старайтесь отработать прием на 150 %, потому что в реальной жизни, будучи отработанный в зале на 150 % он, дай бог, получится на  80 %.

Меньше иллюзий, никакого романтизма, флера востока, мистицизма таинственных чудойдественных секретных техник, которые позволят маленькому и дохлому победить здорового амбала. Есть ряд принципов позволяющих обойти сложные места, использовать скорость, время, и особенности человеческого тела в вашу пользу. И чтобы добиться этого нужно очень много работы, пота, монотонных и однообразных повторений (которые на микро уровне, не забывайте об этом) каждый раз индивидуальны и неповторимы. Пробуйте все что узнали. На разных партнерах, в разных ситуациях. Больше занимайтесь с новичками – у них еще не сформировался этот идиотский шаблон единого взгляда на то « как должно быть» (они например, не знают, что тут надо по плану красиво падать или еще что нить) Избавляйтесь от ореола зала, татами, кимоно. При случае старайтесь заниматься в обычной одежде на улице,  на  травке – увидите, вас ждет совсем другой результат, не такой как в зале. Избавляйтесь от стремления к искусственной красоте исполнения – сначала эффективность, красота приходит потом с приходом правильности исполнения. И это не та красота, которую мы все сегодня привыкли видеть на различных семинарах или фильмах. Это будет красота правильно использованного времени и пространства – это как раз то, «секретное» оружие, которое     помогает более слабому физически победить более сильного.

Для того, чтобы понять слабые места в исполнении необходимо регулярно проводить отработку с применением кихон, различными формами сопротивления и различными формами условного рандори. Простыми словами исполнение приемов при сопротивлени и их применение во время ограниченного свободного поединка (упражнения) – обязательная неотъемлимая часть занятий после 6 мес. Обучения. Именно при таких занятиях появляется возможность почуствовать что техника не получается, так как она идет в обычном тренировочном режиме и ее необходимо начинать настраивать (снова включать голову и творческое начало с учетом вашей специфики и особенностей физиологии).

Открою тайну, - любой, самый эффективный прием работает только при создании для его исполнения определенных условий. Для уточнения утверждение от обратного – любой прием может быть неисполним и против любого приема может быть применена защита.

Но тут же я готов подписаться под другим заявлением – любой прием должен быть эффективно проведен в любой ситуации.

Похоже чем то на ситуацию в сказке про копья, которые пробивают любые щиты и щиты, которые не пробьет ни одно копье. Но это так. Поэтому не давайте себе спуску, не увлекайтесь медленными тренировочными ритмами. Прокручивайте в голове идеальное исполнение, подготавливая моторику и физику тела, не обольщайтесь результатами условных тренировочных замедленных (парнтерских) атак и защит. На самом деле то, будет все по другому и скорее всего не предсказуемо. И задача, проиграв максимально возможное количество вариантов в условиях наиболее приближенных к реальным (что очень сложно) постараться уменьшить вероятность неопределенности и повысть вероятность успеха. Именно для повышения вероятности и предназначено такое большое количество вариаций исполнений и их комбинации. Вторым важнейшим фактором является надежность исполнения. Надо добиваться железобетонной, не оставляющей вопросов ни у вас ни у вашего патнера, надежности исполения любого исполняемого приема – уходы,  удушающие, удары, броски, что угодно.  В их исполнении не должно быть люфта, недоделанности, типа, ну дотащил и ладно. У вас есть любимый прием? Он должен быть. А лучше несколько 3-5. Это так называемая в спорте коронка, прием ощущаемый кожей. Это ваша страховка на черный день. Присморитесь более внимательно, перестаньте играть в игру « я в зале в кимоно изучаю древнюю секретную японскую технику».  Кимоно это просто удобная прочная униформа. Занимайтесь как занимаются в обычных спортивных школах борьбы и балета.

Мне печально видеть, если  люди в залах Сасори-кан занимаются, так что они пришли в какой то клуб по интересам, где они хорошо проводят время. Такого не должно быть. Это губит и занимающихся и систему. Знание вместо развития девальвируется и деградирует.

Что такое Сасори кан с технической стороны?

Изучается он как определенный набор из приемов

Самбо

Дзю дзюцу

Айкидо

Бокса

Кик боксинга (Тай бокса)

Владение холодным оружием (палка, катана, нож)

Обращаю внимание, что это приемы, которые беруться за основу как чисто технический элемент (например задняя подножка, или коте гаеси или правый прямой). При этом техники отрабатываются с учетом общего принципа системы Сасори-кан, поэтому все они претерпевают специфическую трансформацию (опять же не всегда видимую сразу невооруженным глазом). Другими словами это не контструктор сложенных из разных, типа наиболее эффективных деталей. Это набор ингридеентов, который особым рецептом и искуссным поваром превращается во вкусный суп, где уже не различить ингридиентов, а есть конечный совершенно иной и цельный продукт. К чему я это говорю. К тому что, когда на демонстрациях Сасори-кана в основном демонстрируется формат близкий к айки-дзюцу, будет совершенно неправильным воспринимать это тем, чем Сасори-кан является. Это может быть совершенно отвлеченная от этого формата ударка, борьба в партере, броски похожие на броски из самбо и т.д. Демонстрация Сасори-кана по большому счету это набор комбинаций исполняемых приемов в различных  ситуациях и это совершенно не обязательно должно быть похоже на айкидо или айкидзюцу (но может быть и похоже!).

Есть ли в Сасори-кан духовная составляющая? Безусловно. Она имеет на мой взгляд,  досточно земной характер и ее опорные столпы я сейчас перечислю:

Уважение к партнеру – это твой коллега, который помогает тебе расти и становится лучше.

Вера в свои силы и умение – у меня есть нечто, что всегда со мной, вне зависимости от времени суток, одежды, обуви, растяжки, т.д.

Постоянный поиск своей формы, творчество.

Дружеская и рабочая атмосфера в зале.

Дух соревновательности .

Никто никому ничего не должен. Тренер делится с вами бесценными знаниями, не теряйте время зря, берите. Завтра может быть поздно.

Все что я делаю, все должно получаться на 100 %

Занимаемся для того чтобы научиться и стать сильнее, увереннее, увеличить многократно свои шансы на победу в случае схватки – пояса и звания никому не нужны. Речь идет о жизни и здоровье.

Мастер Сасори-кан – человек, изучивший опреденный набор знаний и свободно интерпретирующий их эффективное применение, вне зависимости от ситуации, противника, его квалификации и его действий.

На этом я пожалуй закончу. Данный текст носит больше абстрактно описательный характер нежели технический. Как и упомянул в вступлении описание технической стороны весьма неблагодарное занятие и всегда приводит к искаженному понимаю слов  и как следствие к неверным выводам и заключениям.

Личность в истории и его соратники.

Отдельно я бы хотел коснуться столь щекотливой темы, как личность в истории и его окружение.

Эта тема очень непростая, поскольку человеческая природа ума и восприятия действителности очень странная. Довольно сложно пробиться талантливым людям через сито посредственности и удивительно, когда им это удается. Но когда им это удается, но тогда масса начинает бесконечный молебен по идолу, которого нет и никогда не было. Есть талантливый человек, силой своего духа создавший нечто. Но он человек из плоти и крови, со своими недостатками и ошибками, порой смешной и непонятный, с закидонами и странностями. Такой же как и все мы и любой человек с улицы. Обожествление кого бы то ни было - отвратительная человечкая привычка.

Еще более неприятная тенденция – это налипание паразитов. К любой более менее выдающейся личности всегда налипают паразиты спутники, желающие погреться в лучах чужой славы. Зачастую это бездарные, неудавшие, слабые по жизни персонажи, которые в связи с тем, что они по каким то причинам оказались рядом с чем-то большим,  причисляют себя причастными к результатам и достижениям этих больших людей. У них нет ничего, чтобы они могли предложить сами в этой жизни, кроме того как заявлять – я был там и видел и слышал. И это конечно как минимум вызывает смех или как максимум недоумение и раздражение.

 Я прошел с Александром Андреевичем полностью весь путь от самого становления и создания системы и до его смерти. Я всегда был свидетелем всех метаморфоз и изменений (а их было множество и путь был очень непростой), а также людей, которые появлялись и исчезали из его жизни. Мне доподлинно известно все настоящие мотивы Александра Андреевича в отношении этих людей, а также их истинные роли.

Поэтому я могу с уверенностью заявить, что наиболее полное знание о системе Сасори–кан, несмотря на различное по времени и степени вовлеченности в процесс развития школы на разных его стадиях,  несут всего лишь несколько людей – Олег Давыдовский, Геннадий Шаделко, Сергей Великанов, ну и конечно я.  Никаких других личностей, присутствующих в жизни Александра Столярова в качестве его друзей, учеников, соратников, и не знаю еще кого либо, обладающих полным понимаем того,что являет собой система нет. Все заявляющие себя таковыми, либо лжецы, либо глубоко заблуждаются насчет себя и своих знаний! И я искренне советую им, задуматься об этом, и спуститься на землю, перестав витать в облаках образа исключительности, избранности и эксклюзивности. Александр Столяров был Великий Мастер создания таких иллюзий в целях использования людей в своих целях.  

Техническую составлюящую системы, несмотря на кажущуюся бесполезность данной задачи, я попытаюсь изложить в следующей статье.

 

Родион Столяров (4 марта 2013 г.)

You have no rights to post comments

  • Нет сообщений для показа